Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in ru_fantasy,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
ru_fantasy

Categories:

Теренс Х. Уайт "Король Артур" ("Король былого и грядущего")

Издательство "Гелеос" сделало красивое переиздание двухтомной саги о короле Артуре Теренса Х. Уайта "Король былого и грядущего", что я пропустить по своим личным причинам никак не могла. "Рыцарь, совершивший проступок" засел в голове еще с детства - своей двусмысленностью, невероятной трактовкой и без того пропитанной чернотой легенды. Честно говоря, тогда я не пожалела, что начала со второго тома (первого тома издательства "Северо-Запад" тогда просто не попало в руки), а теперь решила воспользоваться возможностью и перечитать в полном объеме. Что же меня ожидало?

"Король Артур, том 1. "Меч в камне"
Первая часть книги - это история о детстве Артура в качестве незаконного сына сэра Эктора. Вместе с Кэем, который в скором времени должен стать рыцарем, они проходят обучение основам рыцарского дела, стрельбе из лука, соколиной охоте и другим приличным для мальчиков их положения вещам. Однако если вы ожидали, что это будет серьезная завязка, то жестоко просчитались. Теренс Уайт не чуждается сравнений из нашего времени, чтобы объяснить происходящее тогда, незамысловато подтрунивает над Мерлином, чудаковатым стариком, никак не способным определиться в каком же времени он живет; писатель не относится к легенде с трепетом или, не дай Бог, уважением, он просто берет исходный материал, трактуя его так, как ему хочется, делая такие вставки, которые ему заблагорассудятся. Последователей такого подхода можно с лихвой увидеть на книжных развалов - это и милиционеры в царстве Гороха, и пр, только у Теренса Уайта это получается намного более отстраненно и как-то... не специально, что ли. На протяжении всей главы Мерлин обучает Артура, превращая его в разных животных, давая ему странные, непривычные уроки и демонстрируя рыцарство не в самом романтическом свете. Путешествие к Муравьям - это почти Оруэлл. Мерлин не пытается влиять на подрастающего Артура непосредственно, он показывает ему разные взаимоотношения и разные структуры, чтобы он набрался опыта и помудрел сам. Если вначале это было интересно, то потом получилась "Занимательная орнитология" или даже "Путешествие Нильса с дикими гусями", а барсук, пишущий об эмбрионах, поверг в тоску.


Я обнаружила, что Теренс Уайт находится прямиком на грани - иногда хочется захлопнуть книгу, упрекнув автора в том, что он переборщил, увлекся сказками и вшил в повествование куски, без которых книга лишь выиграла бы, но таков его стиль, эти мысли будут преследовать постоянно. Он балансирует на грани паясничества, но никак не может в нее упасть, потому что вплетает психологические нити, фрейдистские мотивы, поэтому чтение превращается в пытку желания/нежелания. Герои Теренса Уайта свои собственные, никаких уступок любящим величие и непрекосновенность. При этом автор не глумится, не дает поверхностную картинку, углубляется во внутренний мир героев, но показывает его непривычными средствами. Неудивительно, что и меч Артур находит случайно, собираясь отдать тот Кэю взамен того, что тот забыл. Торчит в камне? Подойдет. Артур у Теренса Уайта добродушен, порой глуповат и очень уперт, но склонен порой к прозрениям. Таким он пройдет через все повествование.

Первая часть безусловно очаровала лишь одним - легендой о Пеллиноре и Искомом Звере. Не особенно умный, но храбрый рыцарь Пеллинор постоянно гоняется за Искомой Зверью, в этом его жизненный путь. Но однажды он решает променять постоянную охоту на отдых в замке другого рыцаря. И вот однажды на охоте раздается дикий крик - Пеллинор нашел в кустах обессилевшую Искомую Зверь, за которой больше некому гоняться. Он отпаивает ее, выхаживает и отпускает, дав фору, снова отправившись в вечное путешествие. Судьба.

Вторая часть книги - это рассказ о войне Артура с Лотом и одновременно введение в жизнь сыновей Моргаузы, сводной сестры короля Артура, которой затем суждено родить Мордреда, ставшего проклятьем для короля. И вот тут Теренс Уайт вовсю дает волю мрачности и скрученному в нити сексу. Великолепная по своей безысходности, неотвратимости и отвратительности картина. С одной стороны - сияющий добродушием Артур, который обсуждает в палатке идею Круглого Стола и отходит от понятия, что "война - это же весело"; с другой - замок прекрасной и испорченной Моргаузы (Теренс Уайт берет более поздний вариант легенды, в котором образ Морганы ле Фэй распадается на собственно Моргану, Моргаузу и Элейну), рядом с которой бесконечно влюбленные в нее сыновья, которым достаются лишь огрызки ее внимания. Гавейн, Гахерис, Агравейн и Гарет - известные имена, не правда ли? Жизнь предоставленных самим себе детей - это почти "Повелитель мух" Голдинга, а сцена, в которой они убивают единорога, чтобы привлечь внимание матери, первое грехопадение, наложившее след на каждого из участников кровавых событий, - это пик черного театра, жестокую клоунаду которого лишь подчеркивает глупость и бессмысленность игр пышущего здоровьем Пеллинора. Моргауза интересуется мужчинами, не сыновьями, а те убивают себя мрачными мыслями о своей ненужности, взращивая внутри страсть-ненависть к матери. Несмотря на небольшой объем части, это очень мощная вещь, далеко позади оставляющая "Меч в камне". Гарет, осчастливленный разочарованной в чужестранных рыцарях матерью, - жалкое, страшное и щекочущее зрелище. Совращение Артура сводной сестрой, которая в два раза его старше, происходит почти незаметно и исподволь, парой строк в тексте, но происходящему суждено дать серьезные плоды.



"Король Артур, том 2. Книга Мерлина
И вот, наконец, третья часть - "Рыцарь, совершивший проступок", перечитать которую я хотела со страхом и трепетом. Теренс Уайт постепенно двигается от комедии к трагедии, вливая в серебристый поток сказки о волшебной стране все больше и больше черных кубков. Это знаменитая история о любовном треугольнике король Артур-Ланселот-Гвиневера, который так похабно и неинтересно выглядит в кинематографе. Теренс Уайт представил Ланселота таким, каким его никто раньше не видел, - некрасивый мужчина, старающийся поступать тем более справедливо, чем сильнее проявляет себя жестокость внутри. Даже заметить Гвиневеру, которая была ему безразлична, его принуждает боль, которую он ненароком ей причинил. Ланселот - это и Гамлет, мучающийся от того, что не может отомстить, и святой, претерпевающий муки, и гордец, скрывающий свою тягу быть первым под наглухо закрытым шлемом. Ланселот Уайта чист и очень горд, но его лишает возможности совершить чудо порочная тяга к королеве. Ланселот видит Артура в детстве и трудится несколько лет, чтобы стать первым рыцарем, а потом оказывается, что первым посвятили не его. Что про него просто забыли. Любовь к Артуру и любовь к Гвиневере всегда будут сражаться внутри рыцаря, они практически равны. Затем туда вливаются поиски Бога. Ланселот никогда не бывает беззаботным и веселым, он замкнут, он неправилен. "Рыцарь, совершивший проступок" очень жесток. Тем, что сбываются предсказания, и тем, что любовь королевы и первого рыцаря проникнута несправедливостью и неотвратимостью, которая звучит во всех частях книги. Сколько бы они не пытались сопротивляться, это бесполезно. Грех ложится на них черным клеймом, и вот теперь им запятнаны все - Артур, согрешивший с сестрой, Ланселот, предавший своей любовью лучшего друга, импульсивная Гвиневера, нарушившая брачную клятву. Параллельно идут приключения рыцарей Круглого стола, в которых пытается укрыться Ланселот. Рыцарь, совершивший проступок.


Последняя часть - это развал Круглого стола, предательство и остающаяся свечой на ветру связь между Артуром, Ланселотом и Гвиневерой, которая лишь окрепла с годами. Черное семя дало всходы, и на арене появляется Мордред. Контраст между светским, умным и хитрым Мордредом, который выглядит, как посланец дьявола, и старым, уставшим Артуром, который добр ко всем, кто его окружает, вызывает жалость. Яд кипит в венах сына Моргаузы и приносит с собой беды. Изощренный ум против опыта и дружбы. Самая тяжелая, пожалуй, часть, в которой герои постарели, их сила уже не безусловна, а Гвиневера потеряла свою красоту. Это не герои, а просто люди. Часто они проигрывают яростному молодому поколению, попирающему старые ценности. За эту часть Теренса Уайта хочется застрелить. И в то же время образ Ланселота, который снова и снова выручает свою королеву, глаза Артура с морщинками возле них, который, формально следуя злым советчикам во главе с собственным змеем-сыном, искренне "болеет", когда рыцарь в который раз отстаивает давно потерянную честь королевы, остаются в памяти.

Мощнейшая сага, оставляющая очень противоречивое впечатление, - от отвращения, неприятия или просто неприятного ощущения легковесности до сумрачного удовольствия. Проникнуться симпатией к Теренсу Уайту, явно переборщившему с мистером Фрейдом и замаскировавшего это цветочной каймой, невозможно. Но, черт, как ему удается этот непроглядный мрак, сотканный из безобидных, казалось бы, фраз!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment